Теоретическое обоснование инновационного проекта
Понятие «многомерное чтение» в методику вводится
впервые, что обусловлено необходимостью обозначить и зафиксировать авторскую
технологию, которая в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под
научным руководством Гин С.И.
В данном понятии отображается сущность
инновационного подхода: многомерный текст (в смысловом, коммуникативном,
прагматическом плане) предполагает адекватное многомерное изучение и
многоаспектно раскрывается на содержательном уровне. Теоретической основой проекта
является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в
осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении
учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных
умений, сформированных в системно-деятельностном решении проблем,
использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных
заданий.
Технология многомерного чтения опирается на
концептуальные положения личностно ориентированного образования и
гуманистической педагогики, которые предполагают включение в образовательный
процесс субъектного опыта учащихся, накопленного ими в результате
индивидуальной жизнедеятельности, через раскрытие его содержания и согласование
этого содержания с социокультурным образцом. При этом с позиций
личностно-деятельностного подхода человек и его психика определяются,
развиваются и проявляют себя исключительно в деятельности, вследствие чего
формирование любого социально-психологического качества личности требует
включения его в систему специфической для данного качества деятельности.
Для формирования креативнойсоставляющей
функциональной грамотности используется опыт ТРИЗ-педагогики. Разработкам
теории решения изобретательских задач в области образования посвятили свои
исследования Г.С. Альтшуллер, В.Г. Березина, М.С. Гафитулин, А.А. Гин, С.И.
Гин, М.М. Зиновкина, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, И.Н.Мурашковская, А.А.
Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Г.В. Терехова, Н.Н. Хоменко и др. Для активизации
самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на получение
новых результатов, разработаны приемы развития творческого мышления и
творческого воображения, методики создания творческих продуктов, дидактические
игры для овладения основными понятиями теории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий